В отечественной и международной практике существует выражение – трудная жизненная ситуация для человека. Оно обозначает переживания человека, оказавшегося в ситуации, которая серьезно сказывается на его благополучии, безопасности жизнедеятельности и из которой он не всегда может найти достойный выход. Оказавшись в ней, человек нуждается в помощи государства, общества, специалиста. Наиболее уязвим ребенок. В отличие от взрослого человека ребенок не имеет достаточного жизненного опыта, тех знаний, способностей, сил, которые необходимы, чтобы разрешить возникшие сложные ситуации. Для этого в целях защиты прав детей создаются специальные социальные службы, которые разрабатывают индивидуальную программу реабилитации ребенка, включающую в себя оценку (экспертизу) его состояния, психологические и иные антикризисные меры, а также долгосрочные мероприятия по социальной реабилитации.
В школе такую функцию выполняет социально-психологическая служба, как один из важнейших компонентов целостной системы образовательной деятельности.