Руководитель: Козменков Владислав Павлович - учитель истории и обществознания.
Школьный музей – это пространство, в котором дети получают новые знания, принимают участие в образовательных мероприятиях, реализуют собственные идеи. И все это в неформальной доброжелательной атмосфере единомышленников. Наличие музея в школе – это дополнительные возможности сплотить детей, педагогов, родителей, привлечь интерес общественности, повысить рейтинг образовательной организации.
Музейное дело
Школьный музей – это один из эффективнейших социальных институтов искусственно созданного культурного пространства, где можно прикоснуться к разнообразным культурным достижениям и находкам человечества. Здесь органично сосуществуют древняя традиция, современная повседневность и смелый прогноз обустройства общественной жизни в будущем. Именно такая среда особенно благоприятна для развития творческого потенциала школьников.
В настоящее время музейная педагогика считается прогрессивным и инновационным направлением в образовании, накоплен определенный опыт развития личности ребенка музейными средствами. Музейная педагогика может оказать неоценимую помощь в процессе обучения и воспитания.
Программа дополнительного образования детей «Музейное дело» посвящена развитию творческого потенциала растущего гражданина – приемника в эстафете поколений – на основе музейной педагогики с использованием в качестве базы школьный музей.
Содержание программы направлено на выявление и развитие склонностей и способностей детей, формирование их жизненной активности. Технологическую основу программы образует система организационных форм и методов занятий по алгоритму творческой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников, которой присуще стимулирование и развитие познавательного интереса у учащихся к истории и традициям родного края. Основным принципом реализации программы является: принцип межпредметных связей.
Программа написана на основании новых интенсивных педагогических технологий, используемых сегодня в воспитательном процессе, и имеет социальный заказ со стороны школы и родителей, что подтверждается опросом детей, учителей, родителей.
Направленность программы по содержанию является туристко-краеведческой, по функциональному предназначению – общекультурной, по форме организации – кружковой, по времени реализации – годовая подготовка.
Новизна программы «Музейное дело» заключается в изменении содержания образовательного курса на основе изучения истории родного края, истории школы через методическую систему занятий, позволяющих создавать музейные экспозиции различных типов и форм, которые впоследствии служат ассоциативным рядом для создания итоговой композиции частнопредметной итоговой технологии — музейной педагогики.
Актуальность программы обусловлена тем, что в обучении школьников основам музейного дела используется интеграция музейной педагогики, основного и дополнительного образования через основные направления работы:
Информирование. Первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных экспонатах. Создание электронных презентаций, электронных архивов-описей документов, информационных справок об отдельных экспонатах на уроках истории, литературы, географии, создание школьной газеты и информационного киоска на страничке сайта школы.
Обучение. Передача и усвоение знаний, приобретенных умений и навыков. Обязательный фактор – неформальность и добровольность. Обучение осуществляется в форме экскурсий, музейных уроков, классных часов, занятий кружка, проектных работ. Экскурсии в музее проводят как взрослые, так и дети. Возможно привлечение уроков истории, литературы, географии, технологии.
Творчество. Создание условий для стимулирования творческого процесса. Это направление реализуется с помощью педагогов дополнительного образования, проектной деятельности, викторин, исторических игр, фестивалей и встреч.
Общение. Встречи с целью знакомства и общения с художниками, писателями и поэтами, ветеранами, знаменитыми выпускниками школы.
Отдых. Организация свободного времени учащихся и взрослых. Дни открытых дверей (1 раз в четверть), концерты, чаепития для ветеранов и гостей школы.
Педагогическая целесообразность данной программы объясняется тем, что формы и методы музейной педагогики дают возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
- организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.
ЦЕЛИ:
1. Обучить основам музейной работы.
2. Сформировать умения самостоятельной творческой, собирательной, поисковой и исследовательской деятельности учащихся.
3. Воспитывать любовь и уважение к прошлому своей школы, малой Родины и Отечества.
ЗАДАЧИ:
1. Развитие дополнительного образования детей средствами музейной педагогики.
2. Вовлечение учащихся в организацию поисково-исследовательской работы для пополнения музейного фонда.
3. Развитие умения работать с различными источниками информации: периодическими изданиями, научно-популярной, краеведческой, исторической, художественной литературой.
4. Формирование навыков работы с архивными документами.
5. Развитие навыка самостоятельного исследования материала, подготовки рефератов на предложенную тему.
6. Развитие устной и письменной речи учащихся через умение строить диалог во время беседы, навык образного монологического рассказа во время проведения экскурсий, умения правильного оформления собранного материала.