Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» Алексеевского городского округа
Белгородская область, г. Алексеевка, ул. Слободская, д. 91
  • Музейное дело

    5-11 класс
    Идёт набор
    Бесплатно
    Социально-педагогическое Туристско-краеведческая

    Руководитель: Козменков Владислав Павлович - учитель истории и обществознания.
    Школьный музей – это пространство, в котором дети получают новые знания, принимают участие в образовательных мероприятиях, реализуют собственные идеи. И все это в неформальной доброжелательной атмосфере единомышленников. Наличие музея в школе – это дополнительные возможности сплотить детей, педагогов, родителей, привлечь интерес общественности, повысить рейтинг образовательной организации.

    Школьный музей – это один из эффективнейших социальных институтов искусственно созданного культурного пространства, где можно прикоснуться к разнообразным культурным достижениям и находкам человечества. Здесь органично сосуществуют древняя традиция, современная повседневность и смелый прогноз обустройства общественной жизни в будущем. Именно такая среда особенно благоприятна для развития творческого потенциала школьников.

    В настоящее время музейная педагогика считается прогрессивным и инновационным  направлением  в образовании,  накоплен определенный опыт развития личности ребенка музейными средствами. Музейная педагогика может оказать неоценимую помощь в процессе обучения и воспитания.

    Программа дополнительного образования детей «Музейное дело»  посвящена развитию творческого потенциала растущего гражданина  – приемника в эстафете поколений  – на основе музейной педагогики с использованием в качестве базы школьный музей. 

    Содержание программы направлено на выявление и развитие склонностей и способностей детей, формирование их жизненной активности. Технологическую основу программы образует система организационных форм и методов занятий по алгоритму творческой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников, которой присуще стимулирование и развитие познавательного интереса у учащихся к истории и традициям родного края. Основным  принципом реализации программы является: принцип межпредметных связей.

    Программа написана на основании новых интенсивных педагогических технологий, используемых сегодня в воспитательном процессе, и имеет социальный заказ со стороны школы и родителей, что подтверждается опросом детей, учителей, родителей.

    Направленность программы по содержанию является туристко-краеведческой, по функциональному предназначению – общекультурной, по форме организации – кружковой, по времени реализации – годовая подготовка.

    Новизна программы «Музейное дело» заключается в изменении содержания образовательного курса на основе изучения истории родного края, истории школы через методическую систему занятий, позволяющих создавать музейные экспозиции различных типов и форм, которые впоследствии служат ассоциативным рядом для создания итоговой композиции частнопредметной итоговой технологии — музейной педагогики. 

    Актуальность  программы обусловлена тем, что в обучении школьников основам музейного дела используется  интеграция музейной педагогики, основного и дополнительного образования через основные направления работы:

    Информирование. Первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных экспонатах. Создание электронных презентаций, электронных архивов-описей документов, информационных справок об отдельных экспонатах на уроках истории, литературы, географии, создание школьной газеты и информационного киоска на страничке сайта школы. 

    Обучение. Передача и усвоение знаний, приобретенных умений и навыков. Обязательный фактор – неформальность и добровольность. Обучение осуществляется в форме экскурсий, музейных уроков,  классных часов, занятий кружка, проектных работ. Экскурсии в музее проводят как взрослые, так и дети. Возможно привлечение уроков истории, литературы, географии, технологии.

    Творчество. Создание условий для стимулирования творческого процесса. Это направление реализуется с помощью педагогов дополнительного образования, проектной деятельности, викторин, исторических игр, фестивалей и встреч.

    Общение. Встречи с целью знакомства и общения с художниками, писателями и поэтами, ветеранами, знаменитыми выпускниками школы.

    Отдых. Организация свободного времени учащихся и взрослых. Дни открытых дверей (1 раз в четверть), концерты, чаепития для ветеранов и гостей школы.

    Педагогическая целесообразность данной программы объясняется тем, что формы и методы музейной педагогики дают возможность: 

    - осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;

    - сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников; 

    - раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала; 

    - попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;

    - объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах; 

    - организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.

    ЦЕЛИ: 

    1. Обучить основам музейной работы.

    2. Сформировать умения самостоятельной творческой, собирательной, поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

    3. Воспитывать любовь и уважение к прошлому своей школы, малой Родины и Отечества.

    ЗАДАЧИ: 

    1. Развитие дополнительного образования детей средствами музейной педагогики. 

    2. Вовлечение учащихся в организацию поисково-исследовательской работы для пополнения музейного фонда.

    3.  Развитие  умения работать с различными источниками информации: периодическими изданиями, научно-популярной, краеведческой, исторической, художественной литературой.

    4. Формирование навыков работы с архивными документами.

    5. Развитие  навыка самостоятельного исследования материала, подготовки рефератов на предложенную тему.

    6. Развитие устной и письменной речи учащихся через  умение строить диалог во время беседы, навык образного монологического рассказа во время проведения экскурсий, умения правильного оформления собранного материала. 

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie